аткая история Гребенского и Терского войска и некоторые особенности музыкально-этнографической традиции "коренных" (гребенских) и линейных поселений.
Если с историей возникновения Терского войска и создания, так называемой, "Кавказской линии" более или менее всё понятно, исследовано, записано, опубликовано, то история возникновения гребенского войска и сегодня является предметом споров историков и фольклористов, этнографов и писателей.
Так Лев Николаевич Гумилёв выдвинул в одном из своих трудов гипотезу происхождения гребенских казаков (как, впрочем, и всех остальных) от тюркских народностей которые представляют на Кавказе самые древние этнические поселения, корни которых уходят в дохристианские времена.
Полностью разделяя эту версию, известный казачий писатель Борис Александрович Алмазов пошёл дальше. Он считает, что все донские, уральские казаки произошли от степняков - нагайцев, татар, калмыков и т.д. Автор этой статьи не ставит перед собой задачи вступить в научную полемику со столь авторитетными и уважаемыми людьми, а лишь предлагает самому слушателю и почитателю терской и гребенской песенной традиции разобраться в правоте и правомочности данных суждений на основе представленных материалов. Терский Гимн " Ой, да не из тучушки...'" (№1) - это одна из исторических былин, повествующих об истории гребенских казаков: Ой, да вот заплакали
гребенски наши казачепмсп Перед Грозным Царём стоючи. Ой, да ты Батюшка-Царь — надёжа, Что-ж ты жалуешь Князей да Бояр.' Ой, да я пожалую, вам,
гребенски мои казаченьки, Быстрый Терек со притоками До самого моря до Хвалынского...
1571 год, "царские войска, по приказу Иоанна Грозного, покинули город Терки, построенный па левом берегу Терека, и в нём засели гребенские казаки, которым в подмогу кабардинскими князьями была вызвана большая "станица" волжских казаков.
Впрочем, казаки не долго оставались в Терках, так как теснимые недовольными соседями, и боясь отместки со стороны шамхала Тарковского, за понесённое им под стенами их крепости (валы которой и по настоящее время сохранились около станицы Шелкозаводской) поражение, покинули Терки и 300 Волжцев, присоединившись к гребенцам, а остальные к терским казакам. Затем в 1588-м году возведён был новый город Терк, но уже на новом месте — при устье р.Терека, в котором и в окрестностях которого и обосновалось Терское войско.
Казаки эти были первыми русскими поселенцами теперешней Терской области, и во всяком случае, первыми русскими, о которых имеются сведения, т.к. до второй половины XVI-ro века об оседлых русских в этой части Кавказа нигде не упоминается. Терцы, Гребенцы, а в последствии разновременно переселяемые казаки с Дона, Волги и Днепра своими непрестанными трудами, своею пролитою кровью создали знаменитую Кавказскую линию и добыли себе теперешнее обладание землями, уникальными культурными и песенными традициями, воинской Славою, положили начало нынешней Терской области"*.
Вдоль по линии Кавказа
Молодой орёл летал
Он летал перед войсками
Отдавал такой приказ:
Револьверы в кобурах
Шашки вострые в ножнах
Один из исследователей истории позапрошлого века "высказал о казаках прошлого времени такое суждение, что они стремились жить на счёт государства". "Будет ближе к действительности сказать, что заукраинные эти люди, ранние показатели будущих пределов государства, жили на счёт своих соседей, от которых, вместе с военного добычею, заносили в свои городки с вышками многие обычаи и, прежде всего, заимствовали одежду и снаряжение своих противников, принимали, так сказать, их шерсть и зубы".
В качестве примера вышесказанного, можно отнести плясовую пародийную песню "Шамиля" (№15). Она исполняется на любом празднике, и имеет свою народную, казачью драматургию.
цующие изображают молящегося "за свой народ" Шамиля и его лихую пляску с кинжалами, которая сопровождается терскими частушками, очень колючими, ироничными и точными по своему содержанию.
Музыкальной особенностью местной песенной традиции является в основном двухголосное (терцовое ) пение с элементами гетерофонного нижнего голоса, который являет собой третий эпизодический голос. Если на Дону верхний голос ("дишкан") является украшением, кружевом плотной многоголосной фактуры и живёт как бы, самостоятельной жизнью; где хочет вступит, где хочет оборвёт, то на Тереке самого понятия "дишкан"- нет. Есть понятие верхнего голоса. И именно на нём держится вся музыкальная фактура. Верхний голос задаёт и тон, и темп и ведёт за собой всех исполнителей.- " Вдоль по линии Кавказа" №3, "От чего ковыл-травушка загоралась", и др.
* - Терские казаки со стародавних времен. - Соч. Ивана Попко, 1880 г.
** - История России - С.Соловьев. T.VIII, гл.2.
*** - Ист.России - С.Соловьёв. T.VIII, гл.2.
Но, вместе с тем, Тереку не чужда многоголосная гармония с широкой фактурой и гетерофонным нижним голосом, отдалённо гармонически напоминающая традицию Верхнего Дона.-"Уж,вы ветры", "Куда летишь кукушечка", "Не успела оглянуться", "Шамиля" и др.
Автор выражает огромную признательность Администрации и Отделу культуры Кировского района Ставропольского края за оказанную помощь при сборе и записи этнографического материала, а так же нашим наставникам и учителям - этнографическим коллективам станиц Новопавловская, Старопавловская, Государственная, Марьинская и Зольская - низкий поклон.
Президент Фонда Казачьей Культуры г.С-Петербург Руководитель фольклорного ансамбля казачьей песни Полномочный представитель Российского Фольклорного Союза по Северо-Западному региону Юрий Чирков.
Фольклорный мужской ансамбль казачьей песни "Братина" образован в июне 1996 года. Основой и костяком ансамбля были профессиональные (с музыкальным образованием) музыканты Николай Провоторов, Игорь Петров, Юрий Чирков. Первоначально ориентация репертуара ансамбля (когда руководил ансамблем Николай Провоторов и назывался он ещё "Живая старина") была направлена на исполнение казачьих фольклорных шлягеров взятых из репертуара московского "Казачьего круга" на 80% и других, уже состоявшихся, фольклорных коллективов - остальные 20%. Таким образом, направление и стиль ансамбля можно было охарактеризовать одним словом - ансамбль попфольк музыки. С приходом в коллектив Юрий Чирков, уже сформировавшийся музыкант-фольклорист, который уже за плечами имел огромный исполнительский (с 85 года студенческий консерваторский фольклорный ансамбль под управлением Анатолия Михайловича Мехнецова, в 87 году стажировка в Москве у Андрея Кабанова в его студии при ДК шарикоподшипникового завода, 87-89 год фольклорно-этнографический ансамбль "Словиша" пушкинского музея-заповедника "Царское село", под управлением Галины Лобковой и Александра Теплова,90-95 год - фольклорный ансамбль при Центре традиционного народного творчества), экспедиционный консерваторский и самостоятельный опыт, конечно же, не мог мириться с существующим "творческим" направлением коллектива. Началась настоящая работа по освоению казачьей фольклорной традиции, которая уже через год дала положительные результаты. Постоянные встречи, инициируемые Ю.Чирковым, с казачьими фольклорными коллективами , "Станица" и др. давали очень мощный толчок к дальнейшему освоению более глубоких пластов традиционной казачьей культуры "Братина", начиная традицию с 1996 года, проводит ежегодные отчётные концерты в Русском Географическом Обществе С-Петербурга и берёт окончательно направление на освоение терской казачьей традиции, потому что (по мнению Ю.Чиркова) в общем ряду освоения молодыми поколениями других казачьих традиций именно терская оказалась, почему-то, самой незаслуженно забытой и не востребованной. В мае 1996 года, в самый разгар первой чеченской войны, случай забрасывает ансамбль в Курской район станицу Галюгаевская (граница с Чечней), где и прошла наша первая экспедиция по записи терских и гребенских песен. Именно там ансамбль и получил благословение на возрождение терской и Гре-бенской традиции. В апреле 1998 года "Братина" совместно с "Казачьим кругом" получила предложение от режис¬сера Александра Прошкина сняться в его фильме "Русский бунт" по пушкинской "Капитанской Дочке", где ансамбль не только поёт не¬сколько казачьих песен, но и сни¬мается в роли казачьих атаманов -ближайшего окружения Емельяна Пугачева, а Юрий Чирков ставит один из главных эпизодов фильма - круговую казачью пляску, где в центре круга главные герои тоже пляшут по-казачьи. В июне 1998 года Никита Михалков пригласил ансамбль совместно с "Казачьим Кругом" во Францию на национальные скачки и бега. Французская столица конного спорта г. Шантильи в течение 5 дней была заполнена казачьей песней, которая звучала на улице, в кафе и ресторанах, на стадионе Шантильи. А марсельеза, прозвучавшая в исполнении питерских и московских казаков на французском языке, была названа журналистами "самым традиционным исполнением в стиле 19 века". В октябре1998 года продолжил экспедиции в Кировский район Ставропольского края и побывал в станицах Новопавловской, Старопавловской, Зольской, Государственной, Марьинской, где выступили с концертами и записали около 200 песен, из них 4 БЫЛИНЫ, терские пляски и т.д. А в марте 2000 года "Братина" пригласила в МОСКВУ фольклорно-этнографический коллектив бабушек-казачек в составе 12 человек на концерт в Гнесинский институт, где они выступили с оглушительным успехом. В 2000 году вышла первая аудиокассета "Братины" - "Ходил гулял молодец..." - с песнями терских казаков. Несмотря на то, что техническая запись кассеты была произведена с концерта и была соответствующего плохого качества, но имела огромное значение для возрождения терской традиции.